ArmadaParts » Статьи » Тормозная жидкость: классификация, критерии качества, особенности использования
Информация к новости
  • Просмотров: 0
  • Автор: Armadaparts
  • Дата: 10-07-2012, 15:36

Тормозная жидкость: классификация, критерии качества, особенности использования

В гидравлической тормозной системе используется жидкость, которая в большом диапазоне температур остается стабильной, не изменяет своих свойств. Так как безупречная работа тормозной системы автомобиля – одно из самых главных условий безопасности управления, то требования к тормозным жидкостям предъявляются очень жесткие. Однако каким высоким качеством бы они не обладали, рабочие характеристики в течение определенного времени эксплуатации постепенно ухудшаются, что требует своевременной замены тормозной жидкости.

 

 
 

              Классификация DOT: температура и вязкость

Согласно общепринятой классификации Транспортного министерства США (Department of Transportation или сокращенно DOT), различают температуру кипения тормозной жидкости содержащей воду в объеме 3,5%, а также температуру кипения «сухой» жидкости.

Характеристики вязкости определяют по FMVSS № 116 - федеральному стандарту автобезопасности, принятому в США: вязкость тормозной жидкости при -40 С и при +100 С. Кроме DOT существуют и другие стандарты, к примеру, SAE J 1703,  международный стандарт  ISO 4925 и другие. На Украине, так же как и в России, нет единого стандарта, и технические условия при выпуске подобного продукта различными производителями могут различаться. На таблице приведенной ниже, указаны основные характеристики тормозных жидкостей согласно классификации по стандарту FMVSS № 116. 

 

(Таблица классификации жидкостей по стандарту FMVSS № 116)

 

 

Согласно классификации DOTтормозные жидкости разделяются:

DOT 3: современные автомобили большой мощности, развивающие высокую скорость. На автомобилях такого типа используются передние дисковые тормоза или тормоза барабанного типа.

DOT 4: на том же типе автомобилей, но оснащенных в основном дисковыми тормозами, которые используются на всех четырех колесах.

DOT 5.1: на суперкарах, гоночных автомобилях и болидах, для условий эксплуатации с экстремально высокими тепловыми нагрузками на тормозную систему. Жидкость модификации «5» не используется на обычных автомобилях.  

 

 

                Критерии качества тормозной жидкости

Каким еще требованиям, кроме степени вязкости и температуре кипения должна отвечать тормозная жидкость?

Антикоррозийная защита. Тормозной гидропривод имеет в своей конструкции металлические узлы, которые в значительной степени подвержены коррозии. Для защиты этих элементов от ржавления в тормозную жидкость добавляются специальные присадки.

Стабильность свойств при перепадах температур. Свойства тормозных жидкостей, даже при значительных перепадах температур, должны сохраняться. Качество по этому критерию определяется по отсутствию в определенных условиях процесса расслаивания, образования отложений и осадков, а также окисления.  

Химическая нейтральность по отношению к резиновым деталям. Воздействие тормозной жидкости на манжеты из резины, которые установлены между поршнями тормозного гидропровода и цилиндрами, не должно быть негативным. Манжеты не должны быть разъедаемы, не должны давать усадку и разбухать чрез меры, теряя при этом прочность.

Смазывающая способность. Также критерием качества являются смазывающие характеристики тормозной жидкости, от которых зависит степень износа манжет, рабочих поверхностей цилиндров тормозной системы и поршней. 

 

 

                Типы тормозных жидкостей и особенности их использования

Тормозные жидкости, так же как и моторные масла, содержат основу, доля которой может составлять до 98%. Остальной объем приходится на присадки различного рода, активные компоненты и красители. Различают силиконовые, минеральные и гликоновые тормозные жидкости.

Есть определенные правила совместимости тормозных жидкостей разных типов. Отечественные гликолевые тормозные жидкости и аналогичный продукт зарубежного производства одинаковых типов по классификации DOT могут быть взаимозаменяемы, однако при этом не рекомендуется их смешивание.

На автомобилях двадцати лет и старше нельзя использовать тормозные жидкости гликолевого типа – они могут отрицательно воздействовать на резину уплотнительных манжет. Кроме этого гликолевые жидкости не должны смешиваться с минеральными – это может привести к появлению сгустков из касторового масла. 

  

( график зависимости температуры кипения жидкости от степени содержания в ней воды)

 

 

 

                 Контроль качества и периодичность замены

В большинстве современных автомобилей используются гликолевые тормозные жидкости, что обусловлено их неоспоримыми преимуществами. Однако, несмотря на свои отличные рабочие характеристики, в течение одного года такая жидкость может вобрать в себя до 3% влаги и стать непригодной к дальнейшему использованию. На графике приведены данные о том, каким образом меняется температура кипения жидкости в зависимости от того, сколько она содержит воды.

Замену нужно производить, не дожидаясь того момента, когда ухудшение рабочих свойств станет критическим. Как правило, периодичность замены жидкости составляет от одного до трех лет.